понедельник, 19 октября 2020 г.

Основные направления тьюторской работы в 1-4 классах

Основные направления тьюторской работы в 1-4 классах

Цель и задачи программы тьюторского сопровождения младших школьников неообходимо рассматривать во взаимной связи следующих составляющих:

- по отношению к образовательному процессу: создание условий для формирования индивидуальной образовательной траектории учащихся 1-4 классов на материале учебного предмета «Человек и мир», удовлетворения их личного образовательного интереса в данном направлении;

- по отношению к группе учащихся/учащемуся: создание условий для раскрытия индивидуальности и становления субъектности младшего школьника, формирования основ индивидуальной учебной деятельности.

Задачи работы:

- по отношению к образовательному процессу: разработать методические материалы и провести образовательные мероприятия с целью выявления познавательных интересов, склонностей, мотивов учащихся начальных классов по предмету «Человек и мир»;

- разработать систему работы тьюторского сопровождения учащихся с целью формирования индивидуальной образовательной траектории одарённых учащихся 1-4 классов на материале учебного предмета «Человек и мир»;

- по отношению к группе учащихся/учащемуся: формировать и развивать образовательные интересы и потребности младших школьников в процессе осуществления разнообразных образовательных проб на материале учебного предмета «Человек и мир»; развивать культуру собственного выбора («я-концепцию»); формировать и развивать умения и навыки образовательной рефлексии; формировать и развивать опыт самостоятельной учебной и образовательной деятельности.

Реализация программы в 1-4 классах предусматривает несколько этапов: диагностико-мотивационный; проектировочный; реализационный; аналитико-рефлексивный. Проект рассчитан на четыре года и совпадает с временем обучения детей на I ступени общеобразовательной школы. При необходимости, тьютор может изменять сроки реализации этапов данного проекта.

Таблица 1 - Алгоритм тьюторского сопровождения одарённых учащихся 1-4 классов на материале учебного предмета «Человек и мир»

Этап проекта I. Диагностико-мотивационный
(первое полугодие 1 класса)
Направление работы тьютора 1. Первая встреча тьютора с тьюторантом. Цель: создание предпосылок для развития и стимулирования у тьюторанта мотивации к дальнейшей образовательной деятельности. Первичный анализ предпочтений и склонностей школьника.
2. Диагностика познавательных мотивов и интересов первоклассника. Анализ его индивидуальных особенностей, выбор стиля межличностного общения, изучение результатов образовательной динамики по теме проекта, обучение технике постановки «умных» вопросов.
3. Знакомство с лэпбуком и обучение правилам его создания.
4. Помощь в выборе форм и способов представления результатов образовательной деятельности.
Деятельность тьюторанта 1. Представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывает о себе, о возникновении этого интереса.
2. Осваивает способы постановки вопросов, учится фиксировать «границы своего знания и незнания», определять сферу интересов по темам проекта.
3. Сбор материала для лэпбука.
4. Создание и представление первого «продукта» собственной образовательной деятельности.
Формы, методы и приёмы проведения занятий 1. Заочное путешествие «Мая Радзіма - Беларусь».
2. Диагностические материалы: анкеты, карты познавательного интереса.
3. Образовательные мероприятия: экскурсии, виртуальные путешествия, квесты, интерактивные игры, мероприятия с использованием активных методов обучения и приёмов критического мышления: смарт-целеполагание, «Плюс – минус - интересно», «Знаю-не знаю», «Вопрос себе».
Этап проекта II. Проектировочный этап
(второе полугодие 1 класса, 2 класс)
Направление работы тьютора 1. Проектирование направленности индивидуальной образовательной траектории, прогнозирование темпа деятельности, анализ результатов ее реализации.
2. Обучение методам самостоятельного поиска ответов на вопросы: исследовательская, проектная технологии.
Деятельность тьюторанта 1. Освоение способов индивидуальной деятельности.
2. Работа с различными информационными источниками, фиксация возникших вопросов по теме, постановка собственных целей и задач, создание интеллект-карт.
3. Освоение методов исследования и проектирования образовательной деятельности.
4. Участие в исследовательских и интеллектуальных конкурсах в соответствии со своим познавательным интересом.
Формы, методы и приёмы проведения занятий 1. Интерактивные игры и упражнения: «Человек-ресурс», «Последствия», «Смарт-целеполагание», «Древо целей», познавательные игры «Да-Нет», «Хорошо-Плохо», «Задачи-ситуации», «Наоборот».
2. «Интеллект- карта».
3. Образовательная игра «Удивительное - рядом».
4. «Образовательное путешествие»: «Исторические места Могилёвщины», «Замки и крепости Беларуси», «Природа родного края» «Беларусь – край голубых озёр».
5. Создание тематических лэпбуков.
Этап проекта III. Реализационный этап
(3 класс, первое полугодие 4 класса)
Направление работы тьютора 1. Совместное решение проблемных ситуаций. Основная задача тьютора: поддержка самостоятельности и активности школьников, их устремлений, направленных на освоение собственных способов заполнения карты познавательного интереса.
2. Обучение методике составление карты познавательного интереса.
3. Содействие формированию индивидуального стиля младшего школьника в сфере образовательной деятельности.
4. Подготовка учащегося к представлению своего материала в выбранном им самим варианте презентации (наблюдение и консультирование).
5. Организация и координация работы других субъектов педагогического процесса.
6. Проведение защиты по теме выбранных детьми проектов с последующей рефлексией.
7. Индивидуальные собеседования с обучающимся и его родителями с целью выявления возможных сфер деятельности в будущем, определением перспективных замыслов развития обучающегося.
Деятельность тьюторанта 1. Осваивает способы составления карты познавательного интереса.
2. Обучается навыкам написания эссе, обобщающих сочинений «Мои интересы».
3. Оформление нового типа портфолио – презентационного на основе тематического, где показываются полученные в процессе поиска результаты.
4. Представление младшим школьником своего интереса другим детям и взрослым через персональное сообщение, презентацию книги-самоделки, репортажа, собственного аудио и видео-контента, выступления в роли консультанта, эксперта.
Формы, методы и приёмы проведения занятий 1. Совместная консультационная встреча с родителями, «разновозрастное сотрудничество».
2. Занятия мини-лабораторий «Мир моих увлечений», «Прошлое и настоящее моей Родины», «Интересные факты истории», «Из жизни археологов», «Изучаем недра родной страны» и др.
3. Участие в практической конференции, на тьюториале, на совместном собрании детей и родителей «Удивительное - рядом», на мини-конференции «Мои увлечения», в конкурсах различного уровня и олимпиадах.
4. Составление разных форм обратной связи по выявлению перспектив на дальнейшее развитие познавательного интереса одарённого ребёнка и выработке собственного стиля: письменные рецензии педагога по предмету проекта, инструктивное письмо для родителей, карта интересов и замыслов и др.
Этап проекта IV. Аналитико-рефлексивный этап
(второе полугодие 4 класса)
Направление работы тьютора 1. Организация совместных консультаций-экспертиз по итогам всего проекта.
2. Совместный анализ возникших в ходе проекта затруднений, организация рефлексии полученного опыта, сопоставление впечатлений, оценки результатов деятельности.
Деятельность тьюторанта 1. Совершенствование умения работать индивидуально, в соответствии с собственным стилем.
2. Участие в образовательных мероприятиях для учащихся начальной школы по теме своего портфолио в качестве эксперта, организатора, консультанта.
3. Создание «Карты будущего».
Формы, методы и приёмы проведения занятий 1. Приёмы для организации саморефлексии «Плюс-минус-интересно», «Прогностическая самооценка», «Разноцветные поправки», «Многоступенчатый выбор», «Вопрос себе», «Запрет».
2. Рефлексия деятельности: «Лесенка успеха», «Дерево успеха», «Синквейн».
3. Портфолио достижений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий