Основные направления тьюторской работы в 1-4 классах
Цель и задачи программы тьюторского сопровождения младших школьников неообходимо рассматривать во взаимной связи следующих составляющих:
- по отношению к образовательному процессу: создание условий для формирования индивидуальной образовательной траектории учащихся 1-4 классов на материале учебного предмета «Человек и мир», удовлетворения их личного образовательного интереса в данном направлении;
- по отношению к группе учащихся/учащемуся: создание условий для раскрытия индивидуальности и становления субъектности младшего школьника, формирования основ индивидуальной учебной деятельности.
Задачи работы:
- по отношению к образовательному процессу: разработать методические материалы и провести образовательные мероприятия с целью выявления познавательных интересов, склонностей, мотивов учащихся начальных классов по предмету «Человек и мир»;
- разработать систему работы тьюторского сопровождения учащихся с целью формирования индивидуальной образовательной траектории одарённых учащихся 1-4 классов на материале учебного предмета «Человек и мир»;
- по отношению к группе учащихся/учащемуся: формировать и развивать образовательные интересы и потребности младших школьников в процессе осуществления разнообразных образовательных проб на материале учебного предмета «Человек и мир»; развивать культуру собственного выбора («я-концепцию»); формировать и развивать умения и навыки образовательной рефлексии; формировать и развивать опыт самостоятельной учебной и образовательной деятельности.
Реализация программы в 1-4 классах предусматривает несколько этапов: диагностико-мотивационный; проектировочный; реализационный; аналитико-рефлексивный. Проект рассчитан на четыре года и совпадает с временем обучения детей на I ступени общеобразовательной школы. При необходимости, тьютор может изменять сроки реализации этапов данного проекта.
Таблица 1 - Алгоритм тьюторского сопровождения одарённых учащихся 1-4 классов на материале учебного предмета «Человек и мир»
Этап проекта |
I. Диагностико-мотивационный (первое полугодие 1 класса) |
Направление работы тьютора |
1. Первая встреча тьютора с тьюторантом. Цель: создание предпосылок для развития и стимулирования у тьюторанта мотивации к дальнейшей образовательной деятельности. Первичный анализ предпочтений и склонностей школьника. 2. Диагностика познавательных мотивов и интересов первоклассника. Анализ его индивидуальных особенностей, выбор стиля межличностного общения, изучение результатов образовательной динамики по теме проекта, обучение технике постановки «умных» вопросов. 3. Знакомство с лэпбуком и обучение правилам его создания. 4. Помощь в выборе форм и способов представления результатов образовательной деятельности. |
Деятельность тьюторанта |
1. Представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывает о себе, о возникновении этого интереса. 2. Осваивает способы постановки вопросов, учится фиксировать «границы своего знания и незнания», определять сферу интересов по темам проекта. 3. Сбор материала для лэпбука. 4. Создание и представление первого «продукта» собственной образовательной деятельности. |
Формы, методы и приёмы проведения занятий |
1. Заочное путешествие «Мая Радзіма - Беларусь». 2. Диагностические материалы: анкеты, карты познавательного интереса. 3. Образовательные мероприятия: экскурсии, виртуальные путешествия, квесты, интерактивные игры, мероприятия с использованием активных методов обучения и приёмов критического мышления: смарт-целеполагание, «Плюс – минус - интересно», «Знаю-не знаю», «Вопрос себе». |
Этап проекта |
II. Проектировочный этап (второе полугодие 1 класса, 2 класс) |
Направление работы тьютора |
1. Проектирование направленности индивидуальной образовательной траектории, прогнозирование темпа деятельности, анализ результатов ее реализации. 2. Обучение методам самостоятельного поиска ответов на вопросы: исследовательская, проектная технологии. |
Деятельность тьюторанта |
1. Освоение способов индивидуальной деятельности. 2. Работа с различными информационными источниками, фиксация возникших вопросов по теме, постановка собственных целей и задач, создание интеллект-карт. 3. Освоение методов исследования и проектирования образовательной деятельности. 4. Участие в исследовательских и интеллектуальных конкурсах в соответствии со своим познавательным интересом. |
Формы, методы и приёмы проведения занятий |
1. Интерактивные игры и упражнения: «Человек-ресурс», «Последствия», «Смарт-целеполагание», «Древо целей», познавательные игры «Да-Нет», «Хорошо-Плохо», «Задачи-ситуации», «Наоборот». 2. «Интеллект- карта». 3. Образовательная игра «Удивительное - рядом». 4. «Образовательное путешествие»: «Исторические места Могилёвщины», «Замки и крепости Беларуси», «Природа родного края» «Беларусь – край голубых озёр». 5. Создание тематических лэпбуков. |
Этап проекта |
III. Реализационный этап (3 класс, первое полугодие 4 класса) |
Направление работы тьютора |
1. Совместное решение проблемных ситуаций. Основная задача тьютора: поддержка самостоятельности и активности школьников, их устремлений, направленных на освоение собственных способов заполнения карты познавательного интереса. 2. Обучение методике составление карты познавательного интереса. 3. Содействие формированию индивидуального стиля младшего школьника в сфере образовательной деятельности. 4. Подготовка учащегося к представлению своего материала в выбранном им самим варианте презентации (наблюдение и консультирование). 5. Организация и координация работы других субъектов педагогического процесса. 6. Проведение защиты по теме выбранных детьми проектов с последующей рефлексией. 7. Индивидуальные собеседования с обучающимся и его родителями с целью выявления возможных сфер деятельности в будущем, определением перспективных замыслов развития обучающегося. |
Деятельность тьюторанта |
1. Осваивает способы составления карты познавательного интереса. 2. Обучается навыкам написания эссе, обобщающих сочинений «Мои интересы». 3. Оформление нового типа портфолио – презентационного на основе тематического, где показываются полученные в процессе поиска результаты. 4. Представление младшим школьником своего интереса другим детям и взрослым через персональное сообщение, презентацию книги-самоделки, репортажа, собственного аудио и видео-контента, выступления в роли консультанта, эксперта. |
Формы, методы и приёмы проведения занятий |
1. Совместная консультационная встреча с родителями, «разновозрастное сотрудничество». 2. Занятия мини-лабораторий «Мир моих увлечений», «Прошлое и настоящее моей Родины», «Интересные факты истории», «Из жизни археологов», «Изучаем недра родной страны» и др. 3. Участие в практической конференции, на тьюториале, на совместном собрании детей и родителей «Удивительное - рядом», на мини-конференции «Мои увлечения», в конкурсах различного уровня и олимпиадах. 4. Составление разных форм обратной связи по выявлению перспектив на дальнейшее развитие познавательного интереса одарённого ребёнка и выработке собственного стиля: письменные рецензии педагога по предмету проекта, инструктивное письмо для родителей, карта интересов и замыслов и др. |
Этап проекта |
IV. Аналитико-рефлексивный этап (второе полугодие 4 класса) |
Направление работы тьютора |
1. Организация совместных консультаций-экспертиз по итогам всего проекта. 2. Совместный анализ возникших в ходе проекта затруднений, организация рефлексии полученного опыта, сопоставление впечатлений, оценки результатов деятельности. |
Деятельность тьюторанта |
1. Совершенствование умения работать индивидуально, в соответствии с собственным стилем. 2. Участие в образовательных мероприятиях для учащихся начальной школы по теме своего портфолио в качестве эксперта, организатора, консультанта. 3. Создание «Карты будущего». |
Формы, методы и приёмы проведения занятий |
1. Приёмы для организации саморефлексии «Плюс-минус-интересно», «Прогностическая самооценка», «Разноцветные поправки», «Многоступенчатый выбор», «Вопрос себе», «Запрет». 2. Рефлексия деятельности: «Лесенка успеха», «Дерево успеха», «Синквейн». 3. Портфолио достижений. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий