Мастер-класс


Мастер-класс


Тема: «Формирование исследовательских умений младших школьников средствами активных методов обучения».
Цель: содействие повышению уровня профессиональной компетентности учителей начальных классов в вопросе использования активных методов обучения на уроках для формирования исследовательской компетенции учащихся 1-4 классов.
Задачи мастер-класса:
  • транслировать опыт использования активных методов обучения в учебно-исследовательской и проектной деятельности на 1 ступени общеобразовательной школы;
  • формировать у педагогов целостное представление о роли проектных задач в развитии исследовательских умений младших школьников;
  • мотивировать участников мастер-класса на внедрение активных методов обучения в педагогическую практику;
  • создавать условия для самореализации педагогов средствами активных методов обучения.
Целевая аудитория: учителя начальных классов.

Давайте познакомимся? Заполните форму, представленную ниже.

<!-Конец формы-->
К.Э. Циолковский сказал: «Сначала я открывал то, что известно многим, затем то, что известно некоторым, а потом то, что неизвестно никому». Эти слова, по-моему мнению, наиболее точно описывают весь процесс открытия человеком новых знаний от воспроизводящей до творческой активности.
На современном этапе развития образования формированию исследовательских умений школьников уделяется особое внимание. Учитель начальных классов является «первооткрывателем» в этом процессе, так как именно он должен научить школьников воспринимать, анализировать информацию, самостоятельно находить решение творческой задачи, делать выводы, совершать свои открытия. Приобщение к учебно-исследовательской деятельности имеет также обширный образовательный потенциал, так как – это лучший способ формирования универсальных учебных действий.
Для того, чтобы определить границы ваших знаний предлагаю каждому индивидуально осмыслить данные понятия и заполнить первое поле рефлексивного листа «Что знаю».
Человек, начиная новое дело, всегда испытывает какие-то чувства и имеет пожелания. У вас тоже есть ожидания, связанные с мастер-классом. Уважаемые коллеги, запишите свои ожидания во 2 поле «Что хочу узнать».


На выходе из начальной школы дети должны обладать не только знаниями и умениями, но и определёнными компетенциями, которые помогут им стать успешными в дальнейшем. И одна из них – исследовательская.
Довольно часто учителя задают вопросы «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной? Метод проектов от проектных задач?» Разобраться в этом вам помогут активные методы обучения.
После выполнения ряда заданий, в конце этого виртуального мастер-класса вы сможете:
  • объяснить, чем отличается исследовательская деятельность от проектной;
  • конкретизировать понятие проектных задач как мини-проектов и уточнить их роль для формирования исследовательских компетенций младших школьников;
  • видеть возможности применения активных методов обучения на различных этапах организации учебного исследования.

А начнём мы с притчи.
Дело было в самом начале времён, когда только-только были созданы все земные существа. Вышел перед ними специальный ангел с корзинкой, а в ней чего только нет, самые разные полезные качества, на любой вкус. Ну и стали все разбирать, кому что. Лиса взяла хитрость, мышь – запасливость, муравей – трудолюбие, медведь – силу и т.д.
Как обычно бывает в таких случаях, последнему ничего не досталось. А кто был последним? Правильно, человек. И ему, самому обделённому, ангел отдал пустую корзинку. Говоря человеческим языком – оставил способность учиться и наполнять корзинку по собственному разумению. «Умение учиться», на мой взгляд, как раз и является той основной исследовательской компетенцией человека, которая позволяет ему стать успешным в жизни. Однако для этого должны быть сформированы определённые умения и запланирован конечный результат.
Задание 1.
Запишите на цветных листочках 5 умений, необходимых для развития исследовательских компетенций у детей. Прикрепите их на доску.

Таким образом мы выявили пять групп исследовательских умений младших школьников:
  • умения организовать свою работу (организационные);
  • умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);
  • умения работать с информацией, текстом (информационные);
  • умения оформить и представить результат своей работы;
  • умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).
В таком контексте - исследовательские умения детей младшего школьного возраста можно определить как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.
Поскольку исследовательская деятельность младших школьников – это, прежде всего, творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности будем рассматривать её развитие через призму организации исследовательской и проектной деятельности на уроках в начальной школе.
Задание 2.
После самостоятельного изучения материала (по приложению 1) необходимо создать свой продукт в виде интеллект-карты, в которой будут отражены все основные положения темы.
Следует отметить, что эти понятия имеют существенные отличия. Рассмотрим их. Во-первых, цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Однако, следует отметить, что оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть и подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.
Основными этапами проектной деятельности являются:
  • определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;;
  • обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
  • выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
  • подготовка и защита презентации;
  • анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Этапы научного исследования:
  • Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
  • Постановка цели и конкретных задач исследования.
  • Определение объекта и предмета исследования.
  • Выбор метода (методики) проведения исследования.
  • Описание процесса исследования.
  • Обсуждение результатов исследования..
  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Проектная же задача – мини-проект. Она проводится на этапе предъявления знаний и позволяет применить полученные знания в новой, нестандартной, «квазижизненной, реальной» ситуации.
Задание 3.
Изучить материал приложения 2. Для его закрепления пройти тест, кликнув по кнопке, расположенной в конце приложения.
Исследовательский метод обучения – организация обучения, при котором учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют и ставят проблему, находят методы ее решения, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Исследовательская компетенция – совокупность знаний, умений, опыта, необходимых учащимся для осуществления исследовательской деятельности.
Исследовательское умение – готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта; осознание цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов, фактов и явлений.
Исследовательская деятельность учащихся начальных классов на уроке является одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих развитие познавательной мотивации, формирование исследовательских умений, развитие общеучебных навыков учащихся.
Основные характеристики учебного исследования:
  • выявление в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность;
  • специальное конструирование учебного процесса от этих «точек»;
  • развитие навыка формулирования нескольких версий, гипотез для решения выявленной проблемы;
  • развитие навыка работы с различными источниками на основе анализа прочитанного (методики сбора материала, сравнения, систематизации);
  • развитие навыка анализа и принятия на его основе одной версии в качестве истинной.
Отличительной чертой урока-исследования является связность всех его этапов и их подчинённость одной задаче – открытию или доказательству нового знания.
Целостность урока обеспечивается двумя компонентами – мотивацией и обобщением. Обобщение – это содержательно-смысловой стержень урока («ради чего»), мотивация – это динамический стержень урока («из-за чего») проводится исследование.
В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:
  • первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
  • второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
  • третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.
Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
  • поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
  • развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
  • формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование.
Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:
  • на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
  • на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
  • на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования;
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.
На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.
По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.
Задание 4.
Прочитайте описание педагогических ситуаций на слайдах. Определите к какой технологии относится каждая из них: исследовательской, проектным задачам, методу проектов.
  • проектная задача;
  • урок-исследование;
  • урок-исследование;
  • метод проектов.
Задание 5.
На слайде записано 7 вопросов-подсказок. Необходимо составить мини-эссе по теме мастер-класса.



Благодарю всех за плодотворное сотрудничество, желаю всем творческих успехов!!! Следите за своей электронной почтой, вас ждет письмо от меня.

1 комментарий:

kristik комментирует...

Алла Анатольевна очень понравился Ваш мастер-класс!Все интересно, необычно!Можно повысить свой профессиональный уровень мастерства и узнать что-то новое не выходя из дому!С нетерпением жду следующих мастер-классов! Спасибо!

Отправить комментарий