Построение индивидуальной образовательной траектории интеллектуально одарённых обучающихся 1-4 классов через организацию тьюторского сопровождения на материале учебного предмета «Человек и мир»
Проблема сопровождения обучения одарённых детей является актуальной на современном этапе образования, так как индивидуальное развитие личностных качеств ребёнка способствует раскрытию его познавательных интересов, творческих способностей, таланта. Её решение зависит от того, насколько педагог владеет формами, методами и приёмами организации работы с высокомотивированными учащимися. В педагогике разработаны основные подходы к организации такой деятельности. Однако, представляется совершенно недостаточным отобрать наиболее перспективных учащихся и создать для них благоприятствующие условия. Основной задачей, в таком контексте, является создание такого развивающего пространства взаимодействия педагога и учеников, в котором достижение образовательных целей осуществляется по индивидуальной образовательной траектории при условии активной позиции самого обучающегося.
Безусловно, индивидуальная образовательная активность обучающихся может реализоваться только в процессе становления способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных перспектив, формированию метапредметных компетенций. Так как, основы будущих компетенций школьников закладываются на первой ступени общеобразовательной школы, именно учителю начальных классов предстоит вооружить своих учеников не только знаниями и умениями, но и формировать их индивидуальную учебную деятельность, развивать и поддерживать познавательный интерес в обучении. Это возможно осуществить, если в образовательном пространстве школы будет обеспечено индивидуальное педагогическое сопровождение деятельности одарённых учащихся, т.е. тьюторское сопровождение. Поскольку, деятельность тьютора изначально ориентирована на мотивы и склонности конкретного ребенка, она всегда индивидуализирована. Её цель – помочь подопечному приобрести опыт образовательной деятельности.
При таком подходе, тьютор выступает в роли не только сопровождающего и наставника, но и исполняет одновременно функции тренера и инструмента, эксперта и консультанта, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения. Также необходимо учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся. Следует отметить, что у учащихся начальных классов спектр познавательных интересов и склонностей весьма широк и неустойчив. Поэтому, работа по выявлению и сохранению познавательных мотивов и интересов должна быть целенаправленной и систематической.
Таким образом, для создания единых подходов в организации тьюторского сопровождения и выработки эффективных механизмов формирования индивидуальной образовательной деятельности учащихся начальных классов, педагогами нашей школы была разработана данная программа.
Она основывается на взаимодействии педагогов и обучающихся, в ходе которых решается широкий круг задач, связанных с самоопределением младших школьников в окружающем образовательном пространстве, обеспечением понимания ими своих возможностей для достижения учебных целей и характеризуется совместным выстраиванием индивидуальной образовательной программы. Возрастные психолого-педагогические особенности младшего школьника определяют основные направления деятельности тьютора по реализации данной программы: поддержка познавательного интереса учащихся к учебному предмету «Человек и мир»; формирование собственного положительного опыта учебной деятельности младших школьников, стимулирующего к дальнейшему изучению учебных предметов естественно-научного цикла; создание условий для формирования ключевых метапредметных компетенций учащихся: учебно-познавательных, личностных, регулятивных, информационных, коммуникативных на материале учебного предмета «Человек и мир». Мы авторы программы – Рычагова А. А., Гарносько Н. М., Ладеева А. В., считаем, что материал именно этого учебного предмета не только даёт неограниченные возможности для развития одарённого ребёнка во всех направлениях.
Тьюторское сопровождение предлагаем осуществлять по трём направлениям: сотрудничество со взрослыми; сотрудничество со сверстниками «равный обучает равного»; разновозрастное сотрудничество.
Реализация данной программы осуществляется на основе общих принципов тьюторского сопровождения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий